Поиск
Меню сайта
Категории раздела
Боевик [95]
Боевые искусства [25]
Биография [29]
Вестерн [9]
Военный [29]
Детективы [21]
Документальные [125]
Драмы [62]
Исторический [40]
Комедии [173]
Кулинария [11]
Учимся готовить по видео урокам
Мелодрамы [37]
Мистика [3]
Мультфильмы [192]
Непознанное [7]
Отечественные [53]
Приключения [82]
Ремёсла [5]
Видео уроки от мастеров своего дела
Семейный [19]
Сериалы [112]
Сказки [49]
Советские спектакли [14]
Великие артисты прошлого покажут вам что такое настоящий театр... на который билетов не достать!
Сокрытые тайны [8]
Всё то, что от нас пытаются скрыть
Спорт [9]
С.У.П [7]
ТНТ [11]
Лучшие проекты телеканала ТНТ
ТВ-Шоу [62]
Триллер [43]
Ужасы [64]
Фантастика [108]
Звёздные новости [0]
Биографии [4]
Игры [2]
Самые интересные флэш игры онлайн. Скоротай досуг!
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярное
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
Понедельник, 29.05.2017, 06:57
Приветствую Вас Гость
Главная » 2012 » Июль » 20 » Берегись автомобиля (1966)
13:47
Берегись автомобиля (1966)
Берегись автомобиля

Берегись автомобиля

Режиссер: Эльдар Рязанов.
Сценарий: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов.
Оператор: Владимир Нахабцев.
Композитор: Андрей Петров .

В ролях: Иннокентий Смоктуновский (Юрий Деточкин), Ольга Аросева (Люба), Георгий Жженов (милиционер), Любовь Соколова (судья), Олег Ефремов (следователь Подберезовиков), Андрей Миронов (Дима Семицветов), Анатолий Папанов (тесть Семицветова), Владимир Нахабцев, Антонина Дмитриева, Татьяна Гаврилова (жена Димы Семицветова), Сергей Кулагин (директор пивной), Нина Крачковская, Борис Рунге (человек с чемоданами), Галина Волчек (покупательница магнитофона), Яков Ленц (продавец сигарет), Виктория Радунская (криминалист Таня), Николай Парфенов (прокурор), Любовь Добржанская (мама Деточкина), Евгений Евстигнеев (режиссёр драмколлектива), Донатас Банионис (пастор-покупатель), Вячеслав Невинный (автослесарь), Антонина Максимова, Готлиб Ронинсон (Яков Михайлович, начальник Деточкина).

Награды и примечания:
Лидер проката (1966, 11 место) - 29 млн.зр.
Иннокентий Смоктуновский - лучший актер 1966 года по опросу СЭ.
Призы: Эдинбург-66, Сидней-66, Мельбурн-67, Картахен-69.
   
Краткое содержание:
Деточкин - страховой агент, человек робкий, немного нелепый - наделен обостренным чувством справедливости. Стремясь помочь правосудию в борьбе с нарушителями закона, он узнает о покупке ими автомобилей и крадет их у владельцев, а вырученные деньги переводит в детские дома.

Смотреть фильм Берегись автомобиля



Берегись автомобиля, купить DVD фильм на OZON.ru


Свободу Юрию Деточкину!

Свободу Юрию Деточкину

Интересные факты о фильме "Берегись автомобиля":
  • Первоначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода. В результате на роль Деточкина пробовался Олег Ефремов, но в итоге ее отдали Иннокентию Смоктуновскому, а Ефремов сыграл роль Максима Подберезовикова.
  • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21, на которой Деточкин ушел от погони, впоследствии стала знаменитым «такси на Дубровку» Папанова (только перекрашенным) в Бриллиантовой руке и машиной-такси героя Ефремова в Трех тополях на Плющихе.
  • Вальс, звучащий во время погони милиционера за Деточкиным, использует музыкальную фразу из песни «Padam… Padam…». Эта мелодия композитора Андрея Петрова одна из наиболее известных и узнаваемых в мире музыки кино. В репертуаре Сергея Никитина есть песня «Стеклянный Господин» (на стихи Евгения Евтушенко) использующая мотив вальса из фильма «Берегись автомобиля».
  • В этом фильме Деточкин (Смоктуновский) играет Гамлета в самодеятельности. Примечательно, что Иннокентий Смоктуновский к тому времени уже блестяще сыграл Гамлета в одноименном фильме. Постановка театра самодеятельности использует другой перевод пьесы, М. Лозинского, а не Б. Пастернака.
  • В эпизоде, где «Волга» Деточкина во время погони задним ходом выезжает с крутой обочины на дорогу, если приглядеться, заметен трос, который вытягивает машину.
  • В сцене погони Деточкин, на большой скорости, справа объезжает препятствия в виде стоящего на дороге грузовика (возле него никого нет)и движущегося навстречу автобуса. В следующий миг видно, что грузовик стоит на обочине, а водитель накачивает колесо.
  • Когда происходит беседа Деточкина с милиционером и тот жалуется на плохой аккумулятор, бордюры то покрашены «в зебру», то нет.
  • В начале фильма закадровый голос автора утверждает, что не известно в каком городе происходят события. Однако, в сцене беседы в пивбаре, Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин , он вернулся в...Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются в Москве.
  • Мамой Деточкина в фильме хотели стать актрисы Зелёная и Мансурова, но наиболее убедительная проба получилась у Любови Добржанской.
  • Специально для съёмок Смоктуновский по настоянию режиссёра сдал на водительские права.




Юрий Иванович Деточкин - Иннокентий Смоктуновский.



Максим Подберезовиков - Олег Ефремов.



Мама Деточкина - Любовь Доброжанская.



Люба - Ольга Аросева.



Дима Семицветов - Андрей Миронов.



Инна Семицветова - Татьяна Гаврилова, Семен Васильевич Соколов - Кружкин - Анатолий Папанов.



Автоинспектор - Гергий Жженов.



Евгений Александрович, худрук народного театра - Евгений Евстигнеев.



Директор пивной - Сергей Кулагин.



Яков Михайлович,начальник Деточкина - Готлиб Ронинсон.



Автослесарь - Вячеслав Невинный.



Покупательница магнитофона - Галина Волчек.


Как рождаются сюжеты? Однозначно ответить на этот вопрос сложно… Историю о том, как некий правдолюб угонял частные машины у людей, живущих на нечестные доходы, продавал их, а вырученные деньги переводил в детские дома, Рязанов слышал в разных городах — в Москве, Ленинграде, Одессе…
Сценарий под названием «Угнали машину» (позже оно сменится на «Берегись автомобиля») Рязанов сочинил вместе с драматургом Эмилем Брагинским. В то время комедии Брагинского не без успеха шли в театре. Однако в кино дела у него складывались не блестяще. Брагинский нуждался в «своем» режиссере. Главный редактор второго творческого объединения «Мосфильма» Юрий Шевкуненко свел его с Эльдаром Рязановым.




«Больше всего хлопот нам доставил главный персонаж, — пишет Эльдар Рязанов в книге «Неподведенные итоги». — По своей социальной сущности он, конечно, Робин Гуд. Но лепить образ очередного благородного разбойника не хотелось. Героя пришлось изобретать. Правда, не совсем заново. Мы опирались на известные традиции литературы и кино. Дон Кихот, чаплиновский Чарли, князь Мышкин — вот три составных источника нашего героя. Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребенок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин».
Поначалу думалось, что Деточкин женат, даже имеет детей. Но потом авторы сценария обрекли своего героя на одиночество. Правда, у него есть мать-пенсионерка и женщина, которую он любит, — она водит троллейбус.




Готовый сценарий редакторам Кинокомитета не понравился. Он недоумевали: зачем Деточкин ворует автомобили? Не проще ли явиться в ОБХСС и сообщить, что такой-то человек — жулик и его машина приобретена на нетрудовые доходы?
И все же фильм под названием «Угнали машину» был запущен в подготовительный период. Велись кинопробы. Юрий Никулин был утвержден на главную роль и даже начал учиться вождению автомобиля. На роль следователя Подберезовикова был утвержден Юрий Яковлев.
Однако незадолго до начала съемочного периода выяснилось, что Московский цирк, а с ним и Никулин, отправляется в многомесячные гастроли. Отъезд артиста послужил формальной причиной для консервации картины. (Юрий Владимирович говорил, что сам отказался от роли, посчитав мотивировку поступков Деточкина неубедительной.)




Костяк съемочной группы был создан, поэтому Рязанов приступил к постановке фильма «Дайте жалобную книгу!». И тогда же сценарий «Угнали машину» вместе с Брагинским он переделал в повесть.
В 1964 году журнал «Молодая гвардия» напечатал «Берегись автомобиля». Теперь можно было предложить студии не оригинальный сценарий, а экранизацию, что в кино всегда любили больше.
Фильм «Берегись автомобиля» — важный этап в творческой биографии как Рязанова, так и Брагинского. Впрочем, сам Эльдар Александрович не считает свою картину новаторской. «В нем как в капле воды отразились те веяния, которые тогда носились в воздухе искусства, — смешение жанров обогащает произведение, создает дополнительную объемность, делает его стереоскопичнее. Приметы этих новых взглядов появлялись во многих фильмах, а наша картина стала просто-напросто одной из первых комедий, в которой все это обнаружилось, может быть, более наглядно и очевидно».




Под «смешением жанров» Рязанов имеет в виду то обстоятельство, что в «Берегись автомобиля» соседствуют трюковая комедия с лирической, пародия с сатирой, мелодрама с детективом. Сюжетно повесть, а затем и фильм строились как комический детектив. Деточкин — преступник, но зрители ему симпатизируют.
Рязанов пробовал на роль Деточкина Олега Ефремова. Но, по остроумному замечанию художника фильма Немечека, Ефремов в этой роли выглядел как волк в овечьей шкуре. Остановились на Иннокентии Смоктуновском, сыгравшем в экранизации шекспировской трагедии «Гамлет».
Прочитав сценарий «Берегись автомобиля», артист заколебался:
«Браться за роль Деточкина было соблазнительно, но и непривычно до тревоги. Трагикомическая роль была для меня нова. После князя Мышкина, Куликова в "9 днях одного года" и "Гамлета" хотелось шагнуть в новую область, но вдруг не будешь смешон? Вдруг провал?..




А кроме того, сама фигура Деточкина в сценарном прочтении не только не находила во мне активного сочувствия, но показалась неправдоподобным вымыслом.
Где же это он брал такую уймищу свободного времени, счастливец? Он ведь не только работал в страховой конторе, но еще выслеживал жуликов, крал автомобили, ездил их продавать и так далее… Короче говоря, сомнения одолевали меня».
Рязанов сам поехал в Ленинград для проведения кинопроб с участием Смоктуновского. Артист выглядел замученным и утомленным. Тем не менее Рязанов убедился, что Смоктуновский создан для образа Деточкина: он странен и естественен в одно и то же время.




Вскоре после отъезда группы Иннокентий Михайлович заболел. Врачи поставили диагноз: «гипотония». Ощущение же вполне определенное — тяжелая голова, вялость и боль в висках от малейшего движения. Артист уехал за сто километров от Ленинграда, на дачу, чтобы прийти в себя, отдохнуть, подлечиться. Смоктуновский отправил телеграмму Рязанову с вежливым отказом от съемок.
В группе Рязанова началась паника. Все единодушно хотели, чтобы роль Деточкина играл Смоктуновский. Но актер болен, а съемки откладывать нельзя. Что делать?
Бросились искать другого исполнителя. Пробовали Леонида Куравлева. Он был достоверен, правдив, симпатичен, но в нем все же не хватало странности. Пробовали еще нескольких артистов, но все они по тем или иным причинам не подходили.




Героя по-прежнему не было. И тут, отчаявшись, Рязанов прямо со студии отправляется в Ленинград за Смоктуновским. Когда промокший режиссер появился на пороге дачи, Иннокентий Михайлович понял, что он будет сниматься в «Берегись автомобиля»… До сих пор в архиве фильма лежит расписка, в которой сказано: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме "Берегись автомобиля"».
Киноначальство не сразу утвердило Смоктуновского на роль Деточкина. Как же так, он только что сыграл Ленина, а теперь будет играть жулика?! Рязанов, растерявшись, сказал: «Но он будет играть в другом гриме». А потом добавил: «У нас "жулик" благородный, он персонаж глубоко положительный!»




Рязанов тщательно подбирал актерский ансамбль. Он говорил, что никогда не начнет съемку, пока не найдет нужных ему актеров.
Ефремов был утвержден на роль следователя Максима Подберезовикова. На эту роль пробовались также Юрий Яковлев и Игорь Косухин из Театра Ермоловой.
Кстати, Подберезовиков имеет в картине своего двойника, свое философское и нравственное продолжение. Когда Деточкин на ворованной «Волге» уезжает ее продавать, появляется автоинспектор — Георгий Жженов.
Мамой Деточкина в фильме хотели стать актрисы Зеленая и Мансурова, но наиболее убедительная проба получилась у Любови Добржанской. Авторы больше спорили из-за реплики ее героини в зале суда (по сценарию она должна была кричать: «Судью на мыло!»). Брагинский был против криков, а Эльдар Александрович — «за». Тянули жребий. Выиграл Рязанов.




Очень органично вписался в картину Андрей Миронов. «Я предложил ему роль Димы Семицветова — человека, променявшего высшее образование, диплом, специальность на судьбу ловкача-продавца, деляги, спекулянта, — вспоминает Эльдар Рязанов. — Роль, честно говоря, была выписана нами с Брагинским весьма однокрасочно, и требовался актер, который не просто сыграет то, что сочинили авторы, но еще и станет "донором", то есть обогатит роль своей индивидуальностью, выдумкой, мастерством».
Операторы фильма Анатолий Мукасей и Владимир Нахабцев вместе с художником Борисом Немечеком старались создать подлинную среду, в которой протекало действие. В фильме минимальное количество павильонных объектов. Снимали в основном на натуре, даже тогда, когда, казалось бы, проще этого не делать. Например, комиссионный магазин. Проще было построить его в павильоне, чем размещать всю аппаратуру и снимать в настоящем магазине, как это сделал Рязанов.



Опасаясь холодов в Москве, группа отправилась в Одессу. И надо же такому случиться — там ударили заморозки. Снимали летние проходы по улице. Пар валил изо рта. Рязанов выкрикивал во время съемки: «Не дыши, не дыши!»
Эпизод погони поставлен от первого до последнего кадра. Но игра Смоктуновского и Жженова очень убедительна. Они не позволяют себе никаких комических эффектов. Абсолютное и полное следование жизненным интонациям. (Недаром после выхода картины многие спрашивали режиссера о Жженове: это что, настоящий милиционер?)
Специально для съемок Смоктуновский по настоянию режиссера сдал на водительские права. И с тех пор всем другим маркам предпочитал «Волгу», считая ее самой надежной.




Трюки за него выполнял Александр Микулин. В распоряжении каскадера была серийная машина. Микулин на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, с ходу разворачивался на 180 градусов, въезжал на трейлер, прятал машину на откосе дорога. И все это он проделывал легко.
"Все трюки в картине были осуществлены по-настоящему, без липы, без применения комбинированных съемок, — пишет Рязанов в своей книге "НЕподведенные итоги”. — После того как аттракцион бывал снят, Микулин с деланно простодушным видом подходил ко мне и в присутствии членов съемочной группы невинным голосом предлагал повторить каскад, но с тем, чтобы я находился внутри машины и испытал его ощущения на собственной шкуре. Отказаться от предложения значило расписаться в трусости. Производственной необходимости в этих повторах не было никакой — Микулин просто устраивал мне своеобразную проверку. Так что все автомобильные фокусы я испробовал на себе, каждый раз испытывая острое, возбуждающее чувство риска”.
Машину Юрия Деточкина потом перекрашивали не раз. Из фильма «Берегись автомобиля» «Волга» перекочевала в «Три тополя на Плющихе», но уже как такси. И это же такси заказывали на Дубровку в «Бриллиантовой руке».




Ольга Аросева получила профессиональный диплом водителя троллейбуса. «Первую съемку Рязанов назначил на московской улице Разина, — рассказывала актриса. — Я должна была ехать в потоке машин, Деточкин — радостно на мой троллейбус кидаться, а я — тормозить метрах в трех от него. Посадили пассажиров — массовку, велели ехать. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению и прямо мне на ветровое стекло кидается. Такой эмоциональный, с воздетыми от восторга руками, кричит: "Люба!" А я Бога молю, чтобы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила…»




На съемках финальной сцены оператор снимал крупный план Любы, сидящей за рулем троллейбуса, затем переводил камеру на Деточкина. В этот момент Ольга Аросева уползала из водительского кресла, а на ее место в кадре усаживался Эльдар Рязанов. Знаменитую фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!» Смоктуновский произносил, обращаясь к режиссеру. Эта сцена у актера долго не получалась. Пока он неожиданно не заявил Рязанову: «Эльдар, мы никогда не закончим, если я буду все время на твою физиономию смотреть!»




Другой популярный потом дуэт — Андрей Миронов и Анатолий Папанов — впервые появился в "Берегись автомобиля”. Но это был совсем не тот дуэт, который позже использовал Гайдай. Что касается Папанова, то уже когда картина сложилась, мне показалось, что Анатолий Дмитриевич играет чересчур ярко. Признаюсь, я хотел все его сцены переснять. Я уже был рабом жанра трагикомедии. Мне хотелось, чтобы в фильме все было не только очень смешно, но и очень серьезно.




Сейчас понимаю: хорошо, что у меня на пересъемку сцен с Папановым просто не хватило времени. А ставшие знаменитыми реплики вроде "Положь птичку” Анатолий Дмитриевич придумал прямо на площадке. Да и фразу "Тебя посодят, а ты не воруй” сумел сказать так, что она стала еще одним афоризмом.




 Крылатые фразы :

— Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится.  — Здравствуй, Люба. Я вернулся.

— Я не настолько богат, чтобы оплачивать ещё и стихийные бедствия.

— В гостеприимных стенах нашего Дома культуры созданы все условия, чтобы люди разных профессий приобщались к Мельпомене, которая была, как известно, понимаете, музой.

— Кого мы только не играли в своих коллективах! Лучше не вспоминать. Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
 — И замахнёмся! А что?




— В чём дело, гражданин?
 — Смотрю.
 — Что, в зоопарке, что ли? Вон телевизор, смотрите!

— Кто свидетель?
 — Я! А что случилось?

— И не надо грубить. А то я вас выведу с поля… эээ… с репетиции.

— Евгений Александрович, вот это место: «Оставьте, ради бога!»
 — Оставьте. Перерыв.

— Да-да, сигареты «Друг». Собака на этикетке, 30 копеек.
 — Вообще-то я курю «Беломор», но «Беломора» не было.
 — «Беломора» не было — это вы верно заметили. Поэтому он и купил сигареты «Друг».




 — Семицветов, она у тебя блондинка!
— Бежевенькая!
— Прокати нас, Ди-ма! Прокати нас, Ди-ма!

— С жульём, допустим, надо бороться!
 — Ну почему он жулик? Человек умеет жить.

— Мы будем просто-таки нещадно бороться с лицами, живущих на, допустим, нетрудовые доходы!
— Вот дам тебе просто-таки коленом — и вылетишь с моего участка!
 — А чё задаёсси, зять? Ты кто такой есть?
 — Это моя дача!

 — Ты вообще живёшь на свете по доверенности.
 — Пшёл отсюда!
 — Не трожь собачку! Машина на имя жены, дача на моё имя… Ничего у тебя нет! Ты голодранец!
 — Ну, почему… Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему бы… Я, человек с высшим образованием, должен таится, приспосабливаться, выкручиваться. Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда это всё кончится?
 — Никогда! А что ты собственно имеешь в виду? Ты знаешь, что я могу просто-таки-напросто-таки за это с тобой сделать?
 — Я знаю… знаю…
 — А-а, боится! Гы-гы-гы…




— Вы знаете, у нас заедает правый поворот.
 — Поглядим.
 — Да, а при переключении скорости такой звук: тук-тук-тук…
 — Послушаем.
 — А ещё, знаете, у нас перегревается правое переднее колесо.
 — Пощупаем.
 — Да, а позавчера весь день в машине пахло бензином.
 — Понюхаем.
 — Мне кажется, там…
 — Вы отоприте гараж-то!.. А где машина-то?

— А чего это ты от меня удирал?
 — Привычка: ты догоняешь — я удираю.
 — И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю.

— Я всегда говорил, что это талантливый преступник. Может быть даже, он талантливей меня.
 — Этого не может быть!
 — Нет, в жизни это бывает.




— Магнитофон «Грюндиг», четыре дорожки, стереофония, элегантный внешний вид.
— Тебя посодют, а ты не воруй!
— Твой дом — тюрма!
— Что делать? Что делать?
 — Сухари сушить!

— Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя — родную дочь сотру в порошок!
 — Положь птичку!
— Жениться нужно на сироте…
— У Деточкина есть очень много всяких болезненных родственников в разных городах Советского Союза.




 — А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»?
 — Слушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было! И потом, почему вы перешли на прозу?

— Перестаньте, перестаньте махать саблей!
— Мама такая хорошая, про паровоз поёт.

 — Сейчас принесут свежее пиво, только что завезли. И воблы подадут.
 — А воблу только что поймали?




 — Это машина Стелькина, а он взяточник!
 — Да, не забудьте сказать: «Быть или не быть».

— «Горацио, я гибну. Мать, прощай!»
 — Юра, я здесь!!!




 — Товарищи, деньги еще никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах.
 — Он, конечно, виноват. Но он… не виноват!
 — Свободу Юрию Деточкину!
— Я не мог этого терпеть. Ведь воруют! Много воруют. Я ведь вам помочь хотел, граждане судьи.



Смотрите фильм: "Три тополя на Плющихе"

Категория: Комедии | Просмотров: 3036 | Добавил: Leonardo | Теги: Комедия, Берегись автомобиля, наше кино, 1966 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]